Актовский каньон - Велопоход по гранитно-степному ПобужьюЗаписки странника, или Strider`s Art Volume (S.A.V.)
browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Актовский каньон. Велопоход по Гранитно-степному Побужью

Добавил 02.08.2014

Актовский каньонПредыстория.

Планировали мы в начале июня 2014 снять напрокат байдарку и сплавиться по традиционному маршруту Северского Донца (от Эсхара). В конце концов, получилось так, что мы не поехали, да еще и купили надуваху, вместо байдарки-то :scratch: . Короче, меня это взбодрило ехать далеко-далеко от Харькова, на Южный Буг. Спросите – «зачем?» Чтобы повидать доселе невиданные мною «Актовский каньон», речку Мертвовод, пороги на Буге, а еще, наверно, поспать под открытым небом. И вот, шестого июня я уже усиленно заталкиваю части велосипеда на багажную полку, с подпрыгиванием и бубноплясками. Да, вот про цены и маршрут и трек(чтобы скачать) поговорим здесь. Ехал я 59Д поездом Харьков-Одесса, и всего за 83 грн в плацкарте.

День 1.  Утро. Дорога к Актово, на Александровку. 7.06

Поезд к Вознесенску прибывает около 5 часов. И вот, я — на платформе!  Собрал велик, позавтракал, и — в путь! Сегодня мой путь лежит к месту, именуемому «Актовский каньон» и пролегает сквозь такие села, как Таборовка и Вороновка, все вдоль речки Мертвовод.

Трактор в Вороновке

Вот этот агрегат встречает меня в столь раннее утро

Кстати, забыл отчитаться: на этот поход меня вдохновил отчет одесских велотуристов, а еще – давнишнее желание попасть на Южный Буг. Если пока на байдарках не получается, так хоть на велосипеде покатаюсь! Еду, за Вороновкой останавливаюсь у плотины. Что есть плотина на реке Мертвовод? Это не какая-нибудь вшивая поднимающаяся – опускающаяся хреновина, а гранитная глыба 30 метров шириной, по которой стекает вода, пенясь и плюясь брызгами. Это и есть первое место, где я увидел скалы.

Плотина в Вороновке, велопоход гранитно-степное Побужье

Вот такая плотина

река Мертвовод, недалеко от Актовского каньона

река Мертвовод

Под самой плотиной находится площадка, плацдарм для рыбаков…вот один из них там и стоит. Я решил здесь искупаться, спустился вниз. Поделился спичками с рыбаком, разговорились. Рыбак свертел самокрутку – он не курит сигареты! Рыб ловит подсаком. Очень удобное для этого место. Потом он пошел дальше, а я еще завис здесь, очень уж здесь круто.

Плотина через реку Мертвовод

Небольшое углубление

Нашел здесь шелковицу, и долго не мог от нее отстрять.

Плотина у реки Мертвовод, велопоход к Актовскому каньону

Шелкооовица…ням-ням

Ладно, надо ехать дальше. :velobax:

Лелелка, велопоход

Лелелка

Вдоль Мертвовода поехал к Актово, увидел аиста, а прибыв в Актово, привязал велик у дерева недалеко от моста в кустах.
Дальше я просто почесал пешком прямо рядом с речкой.

река Мертвовод, с. Актово

возле моста в с. Актово

начало Актовского каньона, река Мертвовод

вход в каньон

В Акктовском каньоне

У входа в каньон

Мне очень хотелось пройти актовский каньон понизу, а где дорога сверху сворачивает на реку, я не знал. Но в любом случае, это было ошибкой, ибо я угодил в какие-то заросли непонятно чего. Зеленые во всяком случае. Если бы прошел немного поверху — сэкономил бы время. Но хорошо, пробрался сквозь заросли, время дорого. Камни в воде как-то пока не особо впечатляют, но ведь и каньон должен быть дальше. Дальше камни по обе стороны реки растут и вырастают в огромные каменные глыбы высотой по 30—40 метров. Впечатляющее зрелище. Чернореченский в Крыму, там, или Большой могут считать Актовский каньон достойным собратом. Красиво.

Актовский каньон понизу, река Мертвовод

веточка…

в Актовском каньоне, р. Мертвовод

пойдем со мной в каньон?

Актовский каньон на реке Мертвовод

из укрытия

В Актовском каньоне

В каньоне

Актовский каньон

Внизу река. Каньон

Пошел дальше. Прошел мимо стоянки с толпой народу. Здесь какие-то зацепы на стене, видать скалолазы лазят. Вода крутится внизу, образовывая маленькие водовороты, ущелье посреди степи…Это нечто.  Тут дальше вроде как непроходимая часть каньона, если идти понизу. Отвесные скалы, и тропинки нет, только лезть вверх по камням. Но это еще надо меня знать — меня такие штучки только интригуют. На противоположном берегу вроде можно пробраться по зарослям дальше. Я принял решение — вброд! В одном месте вода крутится меж камней с большой скоростью, глубина здесь около метра, но довольно скользкие камни и быстрое течение. Если поскользнуться, то можно и костей не собрать… Но я типа отступать не привык,- и речка сдалась- приняла меня в себя и отпустила так же благополучно.

каньон в селе Актово

если глядеть на каньон в сторону моста

На противоположном берегу пришлось немного поупражняться в скалолазании, я вылез на камень, вижу офигенно красивый бассейн с отвесными стенками, достаю фотоаппарат…и к своему огорчению, :wacko:   балда, обнаруживаю, что забыл запасные батарейки. А те, что внутри, уже типа сели. Ну и ладно. Решил наслаждаться так. Каким-то образом вылез через колючие кусты наверх и обнаружил, что у меня закончилась вода. Солнце печет неимоверно, везде торчат гранитные скалы. Каньон типа закончился, но надо думать, что делать дальше. В кустах вижу узкое место по течению реки, и мне приходит мысль перейти ее обратно, тоже вброд. Спускаюсь. Глубина здесь несколько больше, но течение не такое сильное, и везде заросли камышей, замедляющих поток. Здесь я замечаю, что за мной наблюдает группа, видать на экскурсию народ приехал…А тут леший бродит с рюкзаком. Улыбнулся им улыбкой типа «ГЫ» и поперся дальше через кусты. Вылезаю наверх, и вспоминаю опять, у меня нет воды. Колодцы тут как на подбор, все без ведра, и так весело ходить клянчить воду у местных…
Интересно вспомнить тут, что легенда о происхождении названия речки кроется в стремненькой истории, после которой особенно хочется попробовать воду в реке, если башню иногда рвет. А легенда такая:

Жили-были дед и бабка из великого племени славян-уличей. Жили они очень хорошо, в достатке, каждый день купались в ущелье среди скал и долго оставались молодыми. А тем временем с юга к ним подобрались хрычи вооруженные, с которыми еще дедушка вещий Олег разбирался. Хазары то есть. Ну вот, их атаман Бече повел их на деда с бабкой, несметное войско, тьма-тьмущая воинов. Добрались они до чудной речушки с прохладной водицей, а тут и бабка с дедом с противоположного берега им «Здрасте!» кричат. Расположились они лагерем, а бабка с дедом не будь дурни, наварили зелья колдовского вместе с односельчанами, да вбросили его в реку. Пусть попробуют.
Наутро встал дедуля, хотел было по обыкновенности бухнуться в речку, и тут вспомнил про супостатов и мертвую воду. Смотрит – а хрычи все мертвые лежат…
Вот так и стала речка та называться Мертвоводом.

Но я эту историю прочитал уже дома, после похода, а тогда мне очень хотелось воды. Пить! Иногда это бывает так важно – просто глотнуть свежей воды, важнее всего на свете…Набрал водички у местных в скважине. Возвращаюсь к велу, он на месте. На противоположном берегу за мостом есть отличная скала, на которой можно пообедать бутерами с паштетом или любой другой фигней на ваш вкус. И с воспоминаниями об Актовском каньоне –это уж обязательно. Так я и сделал. Ну, пообедали, и будет. Надо выезжать.
Дорога до Трикрат оказалась не в меру жаркой. Лабиринт, что располагается вдоль дороги в Трикраты, я уж смотреть не стал. В Трикратах мне сказали: чтобы доехать до Александровки, нужно выехать из села и свернуть направо, но, видимо, от жары у меня помутилось в голове, и я поехал прямо. Здесь я встретил такой вот постамент (напомню, батарейки на аппарате уже сменил)

гранитный памятник в Трикратах

Пришлось сворачивать и ехать по каким-то полям. Уже чуть ли не в полном изнеможении я подъехал к Александровке…и тут мои зрительные нервы зафиксировали в дрожащем мареве дня некое существо. Маленького пса. Должен вам сказать, что с собаками у меня отношения не очень хорошо складываются, добрые и милые с виду песики могут и ногу отгрызть при необходимости, если не дашь по роже.. Приходится таскать в кармане ультразвуковую шнягу, чтоб не приставали. Нажимаешь на кнопочку – и собака бежит от тебя. Я остановился и посмотрел на нее уставшим взглядом. Она — уставилась на меня. В каком-то жарком бреду достал сей пистолет и сказал: если не хочешь проблем- уходи, псина… Так мы постояли некоторое время, и я двинулся вперед. Собака — мне навстречу. Благородная дуэль какая-то на пистолетах, подумал я. Остается только сойтись на 20 шагов… Тут пес не выдержал психологического напряжения и позорно бежал с поля боя, прошмыгнув мимо меня, как ракета. Тут меня пробрал смех – это ж надо, а! бугага :velobax:

Рядом с Александровкой на Южном Буге

где-то возле Александровки после дуэли с собакой

Расставшись с незадачливым псом, сквозь заросли я увидел аутомобиль. Он явно ехал по асфальтированной дороге, и на секунду мне показалось, что это вроде света в конце тоннеля…Я вынырнул из кустов, и погнался за машиной и въехал в Александровку. Здесь как-то мне захотелось набрать воды, ибо она опять закончилась. Расход воды здесь просто какой-то сумасшедший – ведь в питьевухе было 2 литра(!), а заправился я в Актово, каких-то 15 км отсюда! С водой в Александровке интересно — колодцев нет, а в магазин идти и там брать, а потом переливать в питьевуху как-то не хотелось. В конце концов, я нашел-таки родник, чуть ниже основной трассы, напротив местной школы, место отмечаю на треке. Родник очень даже ничего, вода отличная. Заскочил в магазин, а возле магазина разговорился с какой-то гражданочкой, рассказал ей про Актовский каньон. Тут ее уже пробрало: а почему один, а куда путь держишь…Хорошая, добрая душа, и такими богата наша страна. Здесь мне сказали, что переехать реку можно только на плотине, моста ниже по течению давно нет.

Плотина в Александровке на Южном Буге

вид на плотину

Подъезжаю к плотине. Дааа, это нетто действительно потрясающее! Водопад Раурос, да и только.

плотина на р. Южный Буг в Александровке

водопад Раурос, что ли…

Плотина в Александровке. Южный Буг

Плотина

плотина в Александровке, на реке Южный Буг

аж дух захватывает

Наверно от жары, тут у меня сильно разболелась голова, а тут еще с юга натянуло какую-то тучу, и уши заложило так, что я думал, башку разнесет. Поехал дальше вдоль карьера. В голове гудело, как в котле, когда там готовят пищу. В конце концов, рядом с дорогой увидел поляну за камнями, скатился туда, натянул тент вот так, по дурацки,

стоянка велопоход вдоль Южного Буга

стоянка:)

и, даже не приготовив поесть, завалился спать. Жрать не хотелось, так и заснул.

Результаты: Прошел по каньону понизу. Нашел родник в Александровке. упал и заснул.

Километраж: В прикрепленном треке в конце отчета.

Дни велопохода по Гранитно-Степному Побужью:

Комментировать

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>