browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Путешествие по Грузии: на гору Казбек, в ущелье Трусо, и по военно-грузинской дороге (фото-отчет)

Добавил 01.11.2016

Наше восхождение на гору Казбек закончилось, но путешествие по военно- грузинской дороге только началось. И вот, на следующий день на стоянке возле монастыря я словно услышал снова строчки, которые читал в детстве —

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел старик, чтоб я
В обители отвык от этих сладостных имен…

долина Трусо

Хотя вдохновением для поэмы послужило селение Мцхета, но монастырь перед подъемом на Казбек воскресил те же воспоминания. Не любить кавказские горы в Грузии просто невозможно, и кто может упрекнуть Мцыри в том, что его душа рвалась на родину, откуда его забрал суровый полковник российской армии? Я на его месте поступал бы точно так же. Прежде чем мы опять погрузимся в наше повествование, наш отчет о походе по горам Грузии, мне хочется вспомнить Лермонтова и отрывок его поэмы в замечательном исполнении Дианы Арбениной.

А представим, что Мцыри все же удалось выбраться на волю и путешествует он вместе с нами в ущелье, на родину?

С утра мы раненько собрались и двинули в Казбеги(старое название села Степанцминда).

75_1

77_1

78_1

Там хозяевам(Георгия и Марины) оставили одежду наших альпинистов и забрали часть своих пакетов. Спустились к центру поселка и там под дождем перекусили блинами с беконом и сыром. После этого решили попробовать путешествовать стопом. Часов в 5 мы вышли из Казбегов и пошли по военно-грузинской дороге, в окружении кавказских гор Грузии. Через минут 15-20 нам удалось тормознуть грузина, который вез туриста-поляка на переднем сидении. Грузин не разговаривал ни по-русски ни по-английски, и общались мы в основном с Артуром, поляком. Нашли много общего, Артур бывал даже в Днепропетровске. Высадили нас в Коби, там мы набрали воды и двинули в долину Truso.

83_1

Под дождем. Таня очень устала и уже хотела отдыхать. Чем дальше мы шли, тем красивее становилась дорога.

85_1

84_1
Трудно представить, что совсем недавно тут шла война, которую завязали от нечего делать “сильные мира сего” и столкнули лбами два миролюбивых народа.

87_1

90_1

Прямо у дороги стоит старинная осетинская гробница. Так мы дошли до покинутой осетинской деревни Квемо Окрокама.

осетинская гробница

Там мы встретили несколько туристов на машине, которые сказали, что дальше через ущелье проходит граница с южной Осетией и все контролируется русскими. Собственно, туда лучше не ходить. Так нам сказали, и я подумал, что лучше занести это в отчет. Мы решили заночевать рядом с деревней и начали искать стоянку, как в этот момент нас позвал какой-то мужик сверху из дому возле башни(сам дом стоял на пригорке). Недолго думая, мы поднялись наверх, и оказались в кругу случайно встретившихся людей — трех грузин, двух азербайджанцев, и двух португальцев, которые праздновали день рождения одного грузина.

91_1

При этом никто друг друга не понимал, вино лилось рекой. Нас угостили жареной бараниной, арбузом и дыней. Было очень весело, эта случайная встреча в заброшенной осетинской деревне в кавказских горах Грузии стала для нас с Таней большим сюрпризом. Сидели мы с ними пока не стемнело, нас еле отпустили — мы просто валились с ног от усталости. День прошел на ура. Если бы Мцыри был бы с нами рядом, я думаю, он был бы вне себя от счастья. Вот и нам бы помнить об этом и  просто ценить эти минуты…

долина Трусо

Проснулись мы в очаровательной заброшенной осетинской деревушке. Полазив по окрестностям, мы решили переместить палатку с солнцепека под крону дерева, у одного из домов, прямо рядом с крыльцом.

осетинская деревня

заброшенная осетинская деревня

Сегодня у нас в программе путешествие по ущелью Трусо(решили не обращать внимание на вчерашнее предупреждение, тем более что  наши друзья сказали нам что до границы еще километров 20). Забрали все самое ценное из палатки, и двинули дальше по ущелью, вдоль реки Терек. По дороге мы искупались в ледяной водичке и попробовали минералки из источника который бил прямо из склона.

99_1

ущелье Трусо

Пошли дальше по долине Трусо. Идти было легко, ибо рюкзаки мы не взяли, но шли мы вразвалочку, да и солнце припекало не на шутку.

102_1

Так дошли до места где стекающая вниз вода минерализует окружающий грунт. В результате он на солнце буквально сверкает. Издалека кажется будто склоны покрыты снегом.

107_1

108_1

110_1

Там же наблюдали интересную картину с пастухом и отарой овец на крутом склоне, на котором росла трава и была песчаная осыпь. Каким то образом пастух с овцами оказался по одну сторону осыпи, а его конь — по другую. Пастух пошел выручать осла через песок по склону, выкапывая ямки для ног лопатой. Нелегка работа горных пастухов. Этот сюжет в отчете о походе по кавказу можно было бы, наверно, использовать для какой-то другой поэмы.

горный пастух и отара овец

104_1

маленькие точки — это овцы)))

Здесь мы обнаружили что сильно хотим жрать. Тут мы поняли еще один момент: что мы совсем не взяли с собой еды!!! Но мы все же решили пройти по ущелью Трусо(которое уже начало напоминать огромную долину) еще чуток. Опять встретили древние осетинские гробницы.

осетинская гробница

Перешли вброд речку- приток Терека и встретились с небольшим стадом ослов. Таня обязательно должна была подойти к одному и подружиться с ним. Погладили его по голове, а он наклонил голову и стал нас преследовать.

113_1

115_1

В кавказских горах Грузии на нас напал осел… Он атаковал нас, низко, как бык, наклонив голову. Пришлось отступить. Да, к тому же, нас разморила жара, да и кушать хотелось сильно, поэтому мы припустили обратно. Пришли, поели и завалились спать в палатку. Проснулись мы от того, что в калитку ктото вошел и сказал: “О, смотри, тут палатка!” Оказалось, что это осетины, настоящие хозяева дома, который к тому же был закрыт на замок, и приезжают они сюда раз в год на 2-3 дня, чтобы отдохнуть, на свою настоящую родину, где они жили до войны. И сделали они это, конечно, только потому, что хотели познакомиться с нами :) Мы получили от них в подарок головку сыра и немного овощей, а мы угостили их борщом) На следующий день мы выдвинулись обратно.

118_1

121_1

126_1

Так закончилась наша прогулка по ущелью Трусо. Отчет наш, однако, пока продолжается! Впереди еще столица Грузии и обратная дорога домой.

Дальше нам нужно было идти искать ребят. На остановке в Коби попытались с ними связаться, но сети (Билайн) там не было, и мы нарвались на обед у почтенной тетушки-вдовы, которая приготовила нам поистине царский борщ и, узнав, что мы молодожены, вынесла еще торт. Мы были просто очарованы ею. Дальше двинули в сторону крестового перевала, ни один водитель не желал останавливаться, пока вдруг не остановилась маршрутка. Оттуда высунулся водитель и спросил:

-Деньги есть? Мы говорим:

-Нема(чуть-чуть осталось)

-Тогда залезайте!

Он довез нас практически до Жинвальского водохранилища. Там мы встретились с ребятами и вечером были в Тбилиси.

Комментировать

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>